Home

Управление образования администрации муниципального образования

«Теучежский район»

 

 

 

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ТЕУЧЕЖСКИЙ РАЙОН»

 

2010 год

 

  

а.Понежукай

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I.Введение

 

II. Цели и задачи 

 

III. Доступность образования 

 

IV. Результаты деятельности системы образования 

 

V. Условия обучения и эффективность использования ресурсов 

 

VI. Меры по развитию системы образования 

 

VII.Заключение   

 

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

 

1.1. Краткая характеристика Теучежского района

 

Теучежский район образован  __29 ноября__   2000 года

 

Территория района  составляет 69797га (9 процентов территории

Республики Адыгея)

 

Административно-территориальное деление района:

 

Управлений администраций муниципального образования

 «Теучежский район»                                                                                  _6_                                                                           

 

Число сельских населенных пунктов                                                    _27

 

Число городских населенных пунктов                                                     _1_

 

Численность постоянного населения, тыс.человек                         19444

 

В т.ч.  в сельских населенных пунктах                                                  14336_

 

городских населенных пунктах                                                              _5108

 

 1.2. Демографическая ситуация

 

Демографическая ситуация в районе по-прежнему остается сложной: несмотря на увеличение рождаемости, смертность по-прежнему превышает рождаемость

 

Динамика рождаемости и смертности

 

 

2008 год

2009 год

2010 год

Рождаемость (чел.)

 243

 218

 239

Смертность (чел.)

 290

329

 276

 

   Уменьшается количество населения района: 2008 год – 19567 человек, 2009 год – 19444 человек, 2010 год – 19407 человек.

Демографические проблемы напрямую влияют на систему образования в районе.

 

 

 

                         II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

2.1 Основные направления деятельности системы образования

 

Стратегическая  цель  образования  - способствовать  формированию  инновационного  общества  в  России.  И  путь  к  этому  один: поддержка  системы  образования,  достижение  наибольшего  ее  соответствия  потребностям  инновационного  развития  экономики. Именно  эта  идея  лежит  в  основе  национальной  образовательной  инициативы президента  Российской  Федерации  Д.А.Медведева «Наша  новая  школа».   Школьное  образование  представляет  собой  один  из  определяющих  и  самых  длительных  этапов  в  жизни  каждого  человека, который  является  решающим  как  для  индивидуального  успеха, так  и  для  долгосрочного  развития  всей  страны.

    Современное  качество  неразрывно  связано  с   востребованностью  образования  в  обществе,  его  соответствии  сегодняшним  и  завтрашним  требованиям – как  экономическим, так  и  социальным.

    Система  образования района – это  развитая  сеть  учреждений,  которые  предоставляют  широкий  спектр  образовательных  услуг.  Деятельность  образовательной  системы  направлена  на  обеспечение  современного  качества  дошкольного, общего  и  дополнительного  образования, обеспечения  государственных  гарантий  доступности  и  равных  возможностей  получения  полноценного  образования.  

  

Основные направления деятельности Управления образования, образовательных учреждений в 2010 году определялись, прежде всего, участием учреждений образования района в реализации президентской инициативы «Наша новая школа», основных направлений деятельности Правительства до 2012 года,  потребностями населения Теучежского района в образовательных услугах, сохраняющимися проблемами муниципальной системы образования, не решенными в отчетном периоде.

Управление образования в 2010 году работало над реализацией поставленных задач:

1.     Оптимизация сети образовательных учреждений на основе анализа качества образования;

2.     Усиление внимания здоровьесберегающим аспектам образовательной политики муниципалитета;

3.     Совершенствование дифференцированной оплаты труда с учётом стимулирующей части ФОТа;

4.     Развитие системы воспитания и дополнительного образования  детей Теучежского района;

5.     Развитие педагогического потенциала через аттестацию на вторую, первую и высшую категории;

6.     Создание и поддержка творческой среды максимально способствующей развитию талантливых детей и подростков.

 

2.2. Общая характеристика системы образования

      В 2010 году в систему образования муниципального образования «Теучежский район» входили:

4 дошкольных образовательных учреждения:

детский сад №1 «Насып» а.Понежукай,

детский сад № 2 «Золотая рыбка» п. Тлюстенхабль,

детский сад №3 «Тополек»  п.Тлюстенхабль,

детский сад № 4 «Братино» а.Вочепший.

     Дошкольные учреждения в 2010 году посещали 496 детей, что составляет 38% от общей численности детей дошкольного возраста.

17 общеобразовательных школ:

1 начальная общеобразовательная школа,

5 основных общеобразовательных школ,

11 средних общеобразовательных школ.

     В них обучались 1827 обучающихся

  2 учреждения дополнительного образования:

Детско-юношеская спортивная школа,

Центр детского творчества

     Учреждения дополнительного образования реализуют дополнительные  образовательные программы  по основным направлениям: спортивно-техническому, художественно-эстетическому, военно-патриотическому, спортивному.

     В структуре дополнительного образования действуют 149 объединений по интересам.        Общий охват учащихся дополнительным образованием составляет 1648  человек.

 

2.3. Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране.

     На начало 2010–2011 учебного года  в 17 общеобразовательных учреждениях муниципального образования обучалось 1827 учащихся. Малокомплектные школы составляют 29,4% от общего количества общеобразовательных учреждений района. Из них: с контингентом обучающихся менее 20 человек – 2 учреждения, менее 50 человек – 3 учреждения. Общее количество обучающихся в этих школах сократилось на 0,4% (12 обучающихся) по сравнению с 2009-2010 учебным годом и составляет 114 обучающихся.

     По медицинским показаниям двум учащимся организовано индивидуальное обучение на дому по специальным программам.

      Большинство школ занимаются в одну смену, кроме Габукайской, Тлюстенхабльской и Шевченковской. 8 классов-комплектов этих школ,  с численностью обучающихся 55 человек,  занимаются во  вторую смену. 

      Всего в образовательных учреждениях укомплектовано 193 класса. 

      Количество первоклассников увеличилось на 9 человек и составляет 174 учащихся. Выпускных 9-х классов – 20, в них обучаются 200 выпускников. В десятые классы было принято 160 учащихся (что на 11,3% больше, чем в 2009-2010 учебном году), в одиннадцатые  классы – 136 выпускников (в истекшем году их было 73).

      Проведена работа по оптимизации сети. В связи с этим продолжено сокращение количества классов-комплектов в малокомплектных  школах. Практикуется одновременное преподавание предметов музыки, ИЗО, трудового обучения и физкультуры в 1-4,  5-7 и 8-9 классах. В основных школах  сокращены все административные единицы на 0,5 ставки.

     Все образовательные учреждения имеют лицензии образовательной деятельности по заявленным образовательным программам. Проведена аккредитация  четырех образовательных  учреждений:  СОШ№7, ООШ№14, ЦДТ и ДЮСШ.

     В соответствии с новой редакцией базисных и учебных планов для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования во всех общеобразовательных учреждениях  с русским языком  обучения,  все  учащиеся изучают (по  выбору) следующие предметы: адыгейский язык, адыгейская литература на русском языке, культура народов  Республики Адыгея.

        В 6 школах функционируют группы продленного дня с численностью обучающихся 177 детей.

       Исполняя Закон «Об образовании» муниципальная система образования предоставляет возможность получения общего образования в различных формах: в 2009 – 2010 учебном году основная часть обучающихся (99,3 %) получала общее образование в форме очного обучения; 0,7% обучались по индивидуальным учебным планам и программам.

      По итогам 2010 года на нормативное подушевое финансирование (НПФ) переведены все общеобразовательные учреждения.   

      Перевод школ на НПФ повысил самостоятельность и ответственность руководителей и коллективов школ в расходовании средств на оплату труда. В школах, перешедших на НПФ, появилась  возможность создавать материальные фонды стимулирования труда педагогов. Применение материального стимулирования труда повысило заинтересованность работников в результатах труда и соответственно сказалось на повышении качества образования.

      В соответствии с методическими рекомендациями по переходу муниципальных  образовательных учреждений Теучежского района на новую систему оплаты труда,  Управлением образования разработано Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, переводимых на новую систему оплаты труда, Положение об установлении выплат стимулирующего характера руководителям образовательных учреждений из фонда стимулирования руководителя. С 1 января 2010 года все дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования переведены на новую систему оплаты труда.

Во всех образовательных учреждениях района работают Советы школы и Попечительские советы. 

 

III. ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

 

3.1 Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений

 

      В сравнении с 2009 годом  структура сети образовательных учреждений района не изменилась. С сентября 2010 года на базе  Габукайской СОШ№6   открыты две группы дошкольного образования на  50 мест.     

     Продолжается   реконструкция  и оснащение детского сада на базе Ассоколайской СОШ№2.

 

3.2.Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста

 

Дошкольные образовательные учреждения посещают 547 детей, в основном в возрасте от 3 до 6 лет.

 

 

 

Сведения о численности детей от 1 года до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения  в 2010 году

 

 

ДОУ

всего

 

от 1 до 2л

 

от 2 до 3л

 

от 3 до 4л

 

от 4 до 5л

 

от 5 до 6л

 

от 6 до 7л

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение Детский сад № 1 «Насып» 

а. Понежукай

196

11

41

38

64

39

3

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 "Золотая рыбка" п. Тлюстенхабль

104

6

14

34

23

16

11

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 "Тополек" п. Тлюстенхабль 

105

4

23

33

17

14

14

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 "Буратино" а.Вочепший

82

0

22

19

15

15

11

Группы дошкольного образования при МОУ СОШ№6 а.Габукай

60

13

17

19

8

3

0

 

 

       Численность обучающихся в образовательных учреждениях района продолжает уменьшаться: по сравнению с 2008 годом число школьников уменьшилось на 57 человек.

 

 

Численность школьников.

 

№п/п

Общеобразовательное

учреждение

2008г.

2009г.

2010г

+/ -

1

 МОУ СОШ №1 а.Понежукай

420

427

417

-3

2

 МОУ СОШ №2 а. Ассоколай   

209

194

187

-22

3

 МОУ СОШ № 3 а.Пчегатлукай

70

64

58

-12

4

 МОУ СОШ №4 а.Нечерезий  

103

98

105

+2

5

МОУ СОШ №5 а.Кунчукохабль  

66

64

63

-3

6

 МОУ СОШ №6 а.Габукай

239

237

234

-5

7

 МОУ СОШ № 7 а.Джиджихабль   

95

91

89

-6

8

МОУ СОШ №8 а. Нешукай        

98

86

88

-10

9

МОУ СОШ №9 а. Вочепший   

201

191

196

-5

10

МОУ СОШ №10п. Тлюстенхабль 

166

161

190

+24

11

МОУ СОШ №11 х. Шевченко 

83

77

70

-7

12

 МОУ ООШ №12 а. Тугургой 

23

20

18

-5

13

 МОУ ООШ №13  п.Красненский

20

19

16

-4

14

 МОУ ООШ №14 х. Городской

20

20

27

-7

15

 МОУ ООШ №15 с. Красное

28

31

26

-2

16.

 МОУ ООШ №16 х.Петров

30

33

27

-3

17

МОУ НОШ №18 х.Казазово

13

17

16

+3

 

 

1884

1830

1827

-57

 

     Незначительное увеличение числа первоклассников не повлияло на повышение общего числа обучающихся в школах района

 

3.3.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

 

В 2010 году на территории муниципального образования насчитывалось 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. По медицинским показаниям им организовано индивидуальное обучение на дому по специальным программам.

 

 3.4. Обеспечение равного доступа к качественному образованию.

 

 

Дошкольный уровень

 

Сведения о численности детей дошкольного возраста охваченных

дошкольным образованием

 

наименование населенного пункта

всего детей от 1 г до 6 л

из них посещают

% охвата на 01.01.2011г

 детский сад

ГПП при школах

   а. Понежукай

913

189

-

20.7

   а. Ассоколай   

132

-

11

8.3

   а. Нечерезий  

55

7

8

27,3

   а. Габукай

243

60

13

30.0

  а. Вочепший   

158

82

-

51.9

  п. Тлюстенхабль 

362

230

-

63.5

Итого:

1863

568

32

32,2

 

       Процент охвата детей дошкольным образование по - прежнему остается низким. Причины – отсутствие детских садов в малых населенных пунктах и отсутствие мест в детских садах.

     Наиболее остро проблема дефицита мест  наблюдается в  а. Понежукай. В списках детей, нуждающихся на сегодняшний день в устройстве в это дошкольное образовательное учреждение, числится -  169 детей. При этом большая часть детей, нуждающихся в посещении дошкольного учреждения – это дети в возрасте 3 года и младше (93%).

 В целях обеспечения  детей дошкольным образованием  5-6 летнего возраста в 3  общеобразовательных  учреждениях  (№№2,4,6) организованы группы предшкольной подготовки, в которых 32  ребенка заняты подготовкой к школе.

 

Школьный уровень

 

В 2010 году в школах района обучалось 1827 обучающихся по основным общеобразовательным программам.

 

Распределение обучающихся по уровням общеобразовательных программ.

 

№ п/п

            Программа

Численность обучающихся

2009 год

2010 год

1.

Начальное общее образование

646

655

2.

Основное общее образование

934

876

3.

Среднее (полное) общее образование

213

296

 

            Число обучающихся старшей ступени:  в 2008 году учащихся -11 классов в районе было – 134, в 2009 году –146, в 2010 году – 74.

Профильное обучение организовано в одном образовательном учреждении – в МОУ СОШ№1 а. Понежукай, программы которого реализовывались 17 педагогами для 47 старшеклассников (16 чел. – 10 кл., 11 чел. – 11 кл.) по социально–экономическому профилю и 20 учащихся 10-х классов по химико-биологическому профилю.

     10 средних общеобразовательных учреждений в целом не ориентированы на конкретные профили, но за счет увеличения числа элективных курсов предоставляется школьникам возможность (в полной мере осуществлять свои индивидуальные образовательные программы, включая в них те или иные элективные курсы. Удельный вес численности учащихся всех 10-11 классов, занимающихся в профильных классах (группах) – 16,7 %.

 

 3.4. Информация о дополнительном образовании детей

 

По такому показателю эффективности деятельности в сфере образования, как удельный вес детей в возрасте от 7 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию, муниципальное образование в 2010 году также добилось неплохих результатов. В сравнении с 2009 годом данный показатель вырос на 5% и составляет 90,2% от общей численности детей данной возрастной категории. Значительную роль в системе дополнительного образования играют два муниципальных учреждения: МОУ ДОД «Центр детского творчества» и МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа». Учреждения реализуют дополнительные  образовательные программы  по основным направлениям: спортивно-техническому, художественно-эстетическому, историко-краеведческому, спортивному.

В структуре дополнительного образования действуют 149 объединений по интересам. Общий охват учащихся дополнительным образованием составляет 1648 человек.

Приоритетными, по-прежнему,  при выборе занятий по интересам у детей и подростков остаются кружки  художественно-эстетической направленности, спортивные секции.

 

 

               

   IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

4.1. Учебные результаты

 

О качестве общего образования свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

 

ГИА-9 в 2010 году

 

 В  2010  году государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов проводилась в традиционной и в новой (тестовой) форме по 7 предметам – русскому языку, математике, истории, обществознанию, химии, биологии, географии.

 Для проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме была организована работа 7 пунктов проведения экзаменов (ППЭ) для 136 выпускников 9-х классов СОШ№№1,2,3,4,5,6,9, созданы 7 предметных подкомиссий. Анализируя оценки девятиклассников, полученные ими на экзаменах в новой форме, можно отметить достаточно высокий уровень знаний выпускников.  

 Результаты государственной (итоговой) аттестации IХ классов: всего обучающихся – 216 человек;   не допущен к  экзаменам  1 чел., сдавали экзамены – 215 человек, из них в новой форме 136 выпускников. Получили аттестат – 215 человек (100 %), в том числе с отличием - 17 человек (7,8 %).  Окончили 9-ый класс на «5» и «4» 70 выпускников. Ученик 9 класса СОШ№10 из-за неуспеваемости  не допущен к государственной (итоговой) аттестации и оставлен на повторный  курс.

 

 

ОУ

Количество

учащихся

Из них с

положительными

результатами

Из них с

отрицательными

результатами

%  по МО

Русский

136

136

0

100

Математика

136

136

0

100

Биология

31

31

0

100

История

13

13

0

100

География

8

8

0

100

Обществознание

69

69

0

100

ИТОГО

393

393

0

100

 

 

     В 2010 году 136 выпускников основной школы сдавали государственную итоговую аттестацию в новой форме (ГИА)

   По русскому языку процент качества знаний по предмету составил 61,8%.

   Результаты ГИА по алгебре показали, что процент успеваемости по данному предмету – 100%, процент качества – 68,3%, 43 выпускника получили удовлетворительные оценки по результатам итоговой аттестации.

 

ЕГЭ -11 в 2010 году

 

Одним из основных показателей деятельности системы образования является «Удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа выпускников, участвующих в ЕГЭ». Участие муниципального образования  в федеральном эксперименте по ЕГЭ позволило отработать технологическую схему его проведения, добиться отсутствия нарушений и максимально создать благоприятную атмосферу выпускникам и их родителям в период государственной (итоговой) аттестации.

В Теучежском районе, как и в целом в Российской Федерации, идёт становление региональной системы оценки качества образования.

Система образования района в 2009 году справилась с задачами перевода ЕГЭ в штатный режим.  

Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI  классов в 2010 году в форме и по материалам ЕГЭ проходила по 10 предметам. Помимо 74 обучающихся 11-х классов в ЕГЭ принимали участие 3  выпускника прошлых лет. Математика и русский язык были обязательными предметами, поэтому их сдавали соответственно  77 (100%) выпускников.

 Процедура проведения ЕГЭ соответствовала всем требованиям, в пунктах проведения экзамена были созданы комфортные условия и благоприятный психологический микроклимат. О высоком качестве организации ЕГЭ свидетельствует отсутствие в течение всех лет фактов апелляций по процедуре проведения экзаменов.   Подводя итоги государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ можно сделать вывод: Управлением образования выработаны четкие схемы нормативного, организационного, методического, управленческого, информационного, технологического обеспечения ЕГЭ и подготовки к нему всех участников образовательного процесса. В 2011 году необходимо учесть опыт предыдущих лет и обратить особое внимание на подбор кадров для работы по подготовке и проведению экзаменов.

Результаты государственной (итоговой) аттестации ХI классов: всего обучающихся – 74 человека;  не допущенных к экзаменам  нет; сдавали экзамены  74 человека;  пересдали экзамены  2 человека (2,7 %).  Окончили школу:

- со справкой 1 человек (1,4%) ,

- получили   аттестаты  73 человека (98,6 %), из них аттестаты особого образца - 8 выпускников (10,8%): с золотым тиснением - 6 человек, с серебряным - 2 человека.

 Данные показатели результатов государственной (итоговой) аттестации являются стабильными на протяжении последних лет. 

             Два общеобразовательных учреждения (Понежукайская,  Ассоколайская)   участвовали в проекте, осуществляемом Министерством образования и науки Российской Федерации по отработке общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). В них  в течение года проведены контрольные срезы в 4-х, 9-х и 11-х классах для определения  уровня интеллекта.

 

 

4.2. Внеурочные достижения обучающихся

 

      В районе проведено более 25 районных конкурсных мероприятий для талантливых  детей по  различным направлениям: интеллектуальной, спортивной, творческой, лидерской деятельности.

Мероприятия проводятся ежегодно в соответствии с  планом массовых мероприятий с обучающимися. К числу наиболее значимых мероприятий относятся следующие:

-  в ноябре-декабре 2010 года проведен муниципальный этап 20-ти предметных олимпиад. На школьном этапе в олимпиаде приняли участие 640 учащихся, что составляет 67,3% от общего количества учащихся 7-11 классов.  В 2010 году в районном этапе Всероссийской олимпиады приняли участие 216 учащихся, что составляет 24 % от общего количества учащихся 7-11 классов. В региональном этапе олимпиады приняли участие 33 учащийся. Их них  25 стали призерами. В заключительном этапе олимпиады учащиеся школ Теучежского района участия не принимали;

- в 2009/2010 учебном году в районном фестивале детского творчества  «Пусть всегда будет солнце» приняло участие 85 учащихся Теучежского района из 11образовательных учреждений; 

-   исследовательская работа учащихся как самая эффективная форма развития интеллектуальных, творческих способностей школьников. По результатам защиты исследовательских работ на секциях конференции участники получают рекомендации к участию в республиканских мероприятиях, конкурсах, конференциях, выставках;

- ежегодно растет число участников конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество», повышается уровень работ, что свидетельствует о систематической исследовательской работе детей, научной обоснованности, комплексности подходов и методов исследований. Юные краеведы района успешно защищают свои исследовательские работы на всероссийской конференции в Москве. В 2010 году 2 учащихся, принявших участие во всероссийском конкурсе награждены Дипломам второй степени ;

- ежегодно проводится спартакиада школьников района по 13 видам спорта.

 

 

4.3. Социализация обучающихся

 

В целях совершенствования работы по профилактике распространения наркомании  в детской и подростковой среде и создания условий, стимулирующих дальнейшее развитие организационно-педагогической деятельности по формированию  у детей и подростков негативного отношения к потреблению наркотиков,  образовательными учреждениями проводится профилактическая работа. Так в течение учебного года  проведены конкурсы по противодействию наркоугрозе и организации профилактической работы  среди школьников. В целях формирования  атмосферы всеобщего неприятия  наркотиков в школьной среде, организации тесного сотрудничества  с родительской  общественностью по вопросам  первичной профилактики  наркозависимости   у детей и подростков в школах проведена общепрофилактическая акция  «Уроки  для детей и родителей». Команда  учащихся СОШ№4 а. Нечерезий, получившая первое место в  районном этапе конкурса приняла участие в республиканском конкурсе  на лучшую организацию работы, направленной  на  антинаркотическую профилактику среди детей и  подростков в ОУ, стала его победителем и получила  ценный подарок – цифровой фотоаппарат с видеокамерой (директор Багова М.А.). 

       Значительно улучшилось качество работы по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Число обучающихся общеобразовательных учреждений, совершивших правонарушения и преступления, по сравнению с 2008 годом  значительно сократилось, число школьников, состоящих на учете  КДН,  уменьшилось  с 6 школьников в 2008 году до  3 - в 2009 году.    

      С целью   обучения детей основам безопасного дорожного движения проведены:

-  профилактические операции «Внимание – дети!». Организованы и проведены  конкурсы:  «Дети и дорога», «Островок БДД». Материалы победителей районной акции  представлены  в УГИБДД МВД по Республике Адыгея.

- республиканские акции «Безопасная дорога и веселые каникулы» (в период работы лагерей дневного пребывания), «Безопасное колесо». Команда победителей районного конкурса юных инспекторов  движения (ЮИД) СОШ№4 а. Нечерезий  приняла участие в республиканском конкурсе «Безопасное колесо – 2009» и заняла  почетное третье место.

      По результатам  республиканского конкурса по правилам дорожного движения  ДОУ№1 а. Понежукай заняла 2 место, а воспитатели  этого дошкольного учреждения Вайкок Маргарита и Женетль Марзет заняли соответственно первое и третье место.

      Во всех образовательных учреждениях  района в соответствии с планами воспитательной работы проводятся тематические  конференции, родительские собрания, дискуссии, «Дни здоровья»,  (с приглашением  психологов, медицинских работников и сотрудников МВД, КДН). Ведется учет неблагополучных семей, детей, склонных к правонарушениям.  Проводятся Дни правовых знаний, встречи и беседы с работниками правоохранительных органов.

 

4.4. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей

 

       Одним из направлений работы управления образования является реализация государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории МО «Теучежский район».

       В 2010 году было выявлено 8 детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории района, и 3 детей прибыли из других регионов (1 ребенок – из Краснодарского края, 1- из Тульской области) 1-из г.Майкопа. Над всеми выявленными детьми установлена опека, все они находятся в семьях родственников.

      Из 8 детей 2- дети – сироты (всего детей-сирот -5 чел.). Таким образом, на учет Управления образования поставлено в 2010 году 11 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 9 детей – от 0 до 7 лет. На конец отчетного года  учтено 44 ребенка.

     Кроме того, в районе две семьи, в которых воспитываются 2 ранее усыновленных детей. 1 ребенок находится в специальной коррекционной школе 8 вида, 2 детей учатся в учреждении начального профессионального образования  . 3 детей   воспитываются в двух приемных семьях а. Хакуринохабль, 1 ребенок находится в приемной семье в городе Майкопе, 1 ребенок   в 2007 году был определен под опеку в Краснодарском крае. Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2010 года, составляет 54 чел., 8 из которых проживают в настоящее время вне района.

На территории района проживает 46 детей из этой категории: 42 опекаемых, 4-усыновленных. Из 42 опекаемых 8 детей воспитываются посторонними гражданами, 6 детей добрововольно переданы родителями  под опеку родственников.

          5 человек - кандидатов в усыновители и приемные родители - прошли в 2010 году «Школу приемного родителя», созданную на базе ГОУ «Центр диагностики и консультирования». 

За отчетный год с учета   снято 9 детей: 8-по причине достижения совершеннолетия, 1 – возвращен родителю, вернувшемуся из мест заключения.

Важным направлением деятельности органа опеки и попечительства является защита жилищных и других имущественных прав несовершеннолетних.

         В 2010 году администрацией Теучежского района были выделены деньги в размере 18 540 рублей на оформление дома, расположенного в а.Ассоколай.  В настоящее время все документы оформлены в долевую собственность братьев-сирот, находящихся под опекой у бабушки. Администрацией района также были выделены средства на замену кровли дома, по ходатайству Управления образования распоряжением и.о. главы  выделяется 20 000 рублей на ремонт отопительной системы.

          В течение 2010 года  органами опеки и попечительства и службой сопровождения  замещающих семей с целью, систематического контроля за условиями проживания, воспитания, обучения, организацией досуга, отдыха и материального обеспечения опекаемых (подопечных) и выполнения замещающими родителями обязанностей  по воспитанию и защите прав подопечных, профилактики кризисных ситуаций, проведено 73 рейда, посещены    замещающие семьи дважды, часть семей многократно.

         Составлено 285 актов проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также  выполнения опекунами требований к осуществлению  своих прав и  исполнению своих обязанностей. В актах дана оценка соблюдения  прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности его имущества.  

  Органами опеки и попечительства в 2010 году разработаны административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг: «по предоставлению информации   о приёме документов от лиц, желающих установить опеку и попечительство в отношении несовершеннолетних  в случаях предусмотренных Российским законодательством», «по предоставлению информации о порядке получения жилья, выплате стипендий и других пособий детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей».

      Управлением образования ведется целенаправленная работа  по подбору граждан, желающих стать замещающими родителями.

      Специалистом  опеки и попечительства проводится работа  по защите прав  и законных интересов несовершеннолетних.

        Ведется  прием    граждан, в 2009 году было рассмотрено 156 обращений, заявлений, жалоб, по которым были приняты необходимые меры, даны консультации, подготовлены заключения, постановления; в 2010 году принято граждан 172, основные причины  обращения граждан: усыновление, оформление опеки, лишение родительских прав, о постановке на учет в центр занятости детей – сирот и лиц из их числа, продажа жилья, мена фамилии, имени,   оформление единовременных пособий, снятие денежных средств несовершеннолетних со сберегательных счетов, консультирование лиц из числа детей – сирот, состоящих на льготной очереди на получение жилья по договору социального найма,  и т.д.

      В различные организации за 2010 год  с целью защиты прав  и законных интересов несовершеннолетних направлено  более 120  информаций, сообщений, запросов: по защите жилищных, алиментных прав, имущественных прав несовершеннолетних,  о лишении родительских прав,  заключений. 

 

 

V. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РЕСУРСОВ

 

5.1. Финансирование образования

 

В части финансового обеспечения деятельности системы образования в 2010 году Управлением образования осуществлялась координация взаимодействия с Министерством образования и науки Республики Адыгея, администрацией Муниципального образования «Теучежский район»  в целях обеспечения своевременного финансирования муниципальных образовательных учреждений, мероприятий в области образования, исполнения ов и целевых программ.

Всего в 2010 году привлечено в систему образования Муниципального образования 139778,5 тыс. рублей, в том числе 69226,4 тыс. рублей  из республиканского бюджета, 48325, 4 тыс. рублей из местного бюджета. На реализацию программных мероприятий использовано – 2598,2 тыс. рублей. За выполнение функций классного руководителя выплачено 1740,9 тыс. рублей из республиканского бюджета. Коммунальные выплаты специалистам села составили 6 646,2, компенсационные выплаты на удешевление школьного питания - 195,9 тыс.рублей. На приобретение жилья детям-сиротам (две квартиры) – 2613,6 тыс. рублей.   На содержание детей в семьях опекунов потрачено – 1602,12 тыс. 

 На обеспечение детских садов мебелью и оборудованием использовано 264,6 тыс. рублей. На  завершение реконструкции части здания Габукайской  школы под группы дошкольного образования израсходовано 804,3 тыс. рублей.

Для оперативного решения проблем общеобразовательных учреждений при подготовке к новому учебному году администрацией муниципального образования «Теучежский район» ежегодно принимается распоряжение «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году», утверждается план мероприятий и ведется активная работа по его исполнению. В целях устранения замечаний, выявленных в ходе приёмки общеобразовательных учреждений к новому учебному году, разрабатывается план первоочередных мероприятий к следующему учебному году, утверждается администрацией муниципалитета и в течение года реализуется.

В 2010 году:

–   завершена реконструкция части здания Габукайской школы на 50 мест и  начата реконструкция здания Ассоколайской школы на 40 мест под группы дошкольного образования, которая будет завершена в 2011 году, что позволит увеличить долю детей, охваченных дошкольным образованием;

– приведены все общеобразовательные учреждения в соответствие с лицензионными требованиями;

– устранены замечания, выявленные в ходе приёмки общеобразовательных учреждений к новому учебному году.

 

 5.2. Условия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

 

         Основной концепцией инновационных процессов в образовательных учреждениях района можно считать: совершенствование образовательного пространства на основе внедрения в практику здоровьесберегающих технологий. Коллективами школ внедрены уроки здоровья, минутки здоровья, игры с использованием элементов здоровьесбережения в учебно-воспитательный процесс. Проблемы психолого-педагогического сопровождения ребенка в школе и психологического просвещения родителей успешно решаются в 39,3% школ.

     Организация качественного, сбалансированного по основным пищевым веществам, рационального питания обучающихся направлена на поддержание и сохранение здоровья школьников. Обучающиеся всех общеобразовательных учреждений продолжали получать питание в виде горячих обедов. Осуществляется долевое финансирование расходов на организацию питания в следующих размерах: средства районного бюджета – 3 рубля,  средства родителей – 25 рублей.

Для детей из малоимущих семей и детей, находящихся под опекой (90 человек) организовано бесплатное горячее питание. 

В соответствии с районной  целевой программой «Школьное питание» на 2008-2010 годы на удешевление школьного питания  из муниципального бюджета израсходовано 195,9 тыс.рублей. В целях организации качественного питания обучающихся обновляется материально-техническая база пищеблоков школ. Однако техническая оснащённость школьных столовых пока еще является проблемой, которая решается в соответствии с районной  целевой программой.

.      По данным электронного мониторинга охвачены школьным питанием 92% обучающихся; 64,71% общеобразовательных учреждений имеют отремонтированные помещения столовых.

Удельный вес общеобразовательных учреждений, в которых столовые отвечают всем современным требованиям, достаточно высок -52,94%.

Качественное горячее питание (завтраки и обеды) получают лишь 149 обучающихся (8,2%);  83,53% обучающихся получают только завтраки, 8,15 % -только обеды.

Предстоит продолжить работу по оснащению школьных столовых современным технологическим оборудованием (оснащенность 44 %). 

          Одним из основных условий сохранения здоровья детей является разумная организация отдыха и оздоровления детей в летний период. Традиционной формой организации летнего отдыха являются лагеря дневного пребывания детей на базе школ. При комплектовании детского контингента данных лагерей особое внимание уделяется  школьникам, находящимся в сложной жизненной ситуации: детям-сиротам и детям, оставшимся  без попечения родителей, социально незащищенным детям и др.

           В 2010 году в районе функционировали 8 лагерей на базе средних общеобразовательных учреждений с охватом 570  учащихся. Организованным отдыхом было охвачено 45 детей из многодетных и малообеспеченных семей, что составляет  8% от общего числа оздоровленных.

          Для организации деятельности оздоровительных лагерей проведена большая работа по обеспечению материально-технической базы. На ее совершенствование было израсходовано более 300 тыс.рублей.

С целью профилактики здоровья детей и подростков проводится определенная работа по противодействию злоупотребления наркотиками, медико-психологическому  сопровождению детей: мониторинг наркоситуации в образовательных учреждениях Теучежского района (в ноябре 2010 года);  районный конкурс на лучшую организацию работы, направленной на антинаркотическую профилактику среди детей и подростков в образовательных учреждениях Теучежского района и участии МОУ СОШ№4 а.Нечерезий, победителя конкурса, в республиканском конкурсе и т.д.

         Все дети школьного возраста 1 раз в год проходят полное медицинское обследование.

         Для 83% школьников обеспечено постоянное медицинское обслуживание (присутствует постоянно в общеобразовательных учреждениях  не менее 1 квалифицированного медицинского работника).

         Доля школьников, обучающихся в учреждениях, где есть в наличии лицензированный медицинский кабинет, составляет 83,67 %.

         Одной из важнейших задач администрации района, Управления образования является создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Удельный вес зданий общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья от общего числа зданий составляет 100%.

С целью совершенствования системы охраны здоровья детей в общеобразовательных учреждениях района в рамках комплексной организации здоровьесберегающего образования в 2010 г. проведен районный этап  VII республиканского конкурса «Школа – территория здоровья». По результатам конкурсного отбора материалы МОУ СОШ№1 а.Понежукай, приняли участие в республиканском конкурсе и за активное участие награждены Дипломом Министерства образования и науки Республики Адыгея.

 МОУ СОШ№10 п. Тлюстенхабль является членом республиканского педагогического  клуба победителей и призеров республиканского конкурса «Школа-территория здоровья».

 В целях популяризации и развития спортивного туризма среди обучающихся, повышения их спортивного мастерства в апреле 2010 года проведены XI открытое Первенство Республики Адыгея по спортивному туризму среди обучающихся и открытый чемпионат по туристскому многоборью среди обучающихся Республики Адыгея.

В соревнованиях приняла участие команда Теучежского района (12 участников) в возрастной группе  14 лет, которая награждена Дипломом второй степени.

В Открытых лично-командных соревнованиях «Туриские гонки» в октябре 2010 года  участвовала команда Теучежского района (10 участников) и награждена Дипломом второй степени.

В октябре 2010 г. проведен районный смотр-конкурс на лучшую организацию работы по профилактике злоупотребления наркотическими средствами среди детей и подростков в общеобразовательных учреждениях. По результатам районного конкурса  МОУ СОШ№4 а.Нечерезий  признана победителем и приняла участие в республиканском смотре-конкурсе.

       В ноябре 2010 года организован мониторинг наркоситуации для старшеклассников в образовательных учреждениях Теучежского района. Итоги мониторинга подведены «Центром диагностики и консультирования» Республики Адыгея и доведены до образовательных учреждений.

      

 5.3. Оснащенность современным оборудованием и использование современных информационных технологий.

Одной из задач деятельности управления образования администрации муниципального образования «Теучежский район», районного методического кабинета является внедрение в образовательный процесс ИКТ, как обязательного атрибута современного урока и предмета особого внимания в оценке деятельности учителя.

Одним из показателей, характеризующих развитие информационно-технологической структуры школы, является среднее количество обучающихся на один компьютер

 

 

Количество обучающихся на один компьютер

 

МОУ

Количество ПК в учебном процессе

Количество обучающихся

Количество обучающихся на 1 ПК

 МОУ СОШ № 1 а.Понежукай

22

417

19

 МОУ СОШ № 2 а.Ассоколай

11

187

17

 МОУ СОШ № 3 а.Пчегатлукай

3

58

19

 МОУ СОШ № 4 а.Нечерезий

15

105

7

МОУ СОШ №5 а. Кунчукохабль

5

63

12

МОУ СОШ № 6 а.Габукай

10

234

23

 МОУ СОШ № 7 а.Джиджихабль

6

89

14

 МОУ СОШ № 8 а.Нешукай

7

88

12

 МОУ СОШ № 9 а.Вочепший

19

196

10

 МОУ СОШ № 10 а.Тлюстенхабль

9

190

21

 МОУ СОШ № 11 х.Шевченко

6

70

11

 МОУ ООШ № 12а.Тугургой

2

18

9

МОУ ООШ № 13 п. Красненский

2

16

8

МОУ ООШ № 14 х.Городской

3

27

9

 МОУ ООШ № 15 с.Красное

2

26

13

 МОУ ООШ № 16 х.Петров

3

27

9

МОУ НОШ №18 х.Казазово

1

16

16

ИТОГО:

126

1827

12

 

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрено, чтобы все учащиеся имели свободный доступ к ресурсам Интернет и могли работать на компьютере в любое удобное время. Во всех  школах доступ учащихся к компьютерной технике и сети Интернет организован в рамках урока и во внеурочное время,   приобретено три комплекта компьютерного оборудования, получен стандартный базовый пакет лицензионного программного обеспечения. 

         Все образовательные учреждения используют систему исключения доступа к ресурсам сети Интернет, несовместимым с целями и задачами образования и воспитания учащихся. Информационные ресурсы сети Интернет используются более чем на 11 предметах учебного цикла. Большинство педагогов используют Интернет, локальную сеть в школе и школьный компьютер; во время проведения учебных занятий используются технические средства (Web-камеры, интерактивные доски, проекторы). По результатам мониторинга за прошедший учебный год количество уроков, проводимых с использованием Интернет, увеличилось по разным предметам в 2 – 5 раз.

         Во всех общеобразовательных учреждениях организованы опытные зоны использования ПСПО, т.е. обеспечена установка операционной системы Linux не менее чем на 1 (одном) персональном компьютере, зарегистрированном на портале технической поддержки внедрения ПСПО.

         Организовано дистанционное обучение 2 детей – инвалидов.

            Управление образования и районный методический кабинет организует посещение педагогами и методистами республиканских семинаров. В 2009 и 2010 годах педагоги и методисты посещали все республиканские семинары в сфере информатизации.

          Педагоги образовательных учреждений  занимаются созданием учебно-методических материалов нового поколения и активно используют их при проведении учебных занятий. Активно ведется разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по общеобразовательным предметам (физика, химия, биология, иностранный язык, география, математика). 

                    

 

5.4. Кадровый потенциал – качественный и количественный состав

 

   Сохранилась позитивная динамика в развитии психологической службы общеобразовательных учреждений: в 8 (47%) школах имеются педагоги-психологи, в 12 (71%) – социальные педагоги. Повысились профессиональная компетентность и квалификационный уровень школьных психологов и социальных педагогов.

В 2010 году 64 % учителей начальных классов, набирающих первоклассников в 2011 г., и 47,05 % заместителей директоров ОУ повысили квалификацию по вопросам введения нового стандарта. Согласно плана-графика курсов повышения квалификации АР ИПК в июне 2011г. будут обучены все учителя будущих первоклассников и завучи ОУ.

Повышение квалификации педагогов существенно обогащается их участием в научно-методических конференциях и проектах. В 2010 году прошли аттестацию на соответствие квалификационной категории 60 учителей, курсы повышения квалификации прошли 104 педагога.

Наблюдается системное изменение кадрового обеспечения образования: удельный вес численности педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших аттестацию на присвоение первой категорий составляет 36,67%, высшей – 55%.

Большое значение для повышения эффективности работы образовательных учреждений имеет моральное поощрение работников.

В 2010 году награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ»  - 4 человека, Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ – 1 человек,  Почетной грамотой Государственного Совета Хасэ – 5 человек,  Почетной грамотой администрации  Теучежского района – 4 чел.

 Укомплектованность общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, составляет 94,04%.

 В рамках мероприятий Года учителя в Республике Адыгея  с 20 сентября  по 21 октября 2010 года  проведен республиканский этап Всероссийского конкурса организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека». Победителями очного тура в номинации «Классный руководитель» стали четыре учителя МОУ СОШ№1 а. Понежукай. Все они награждены Дипломами 1 степени, конкурсные материалы учителя иностранного языка этой же школы отправлены в Москву для участия во Всероссийском конкурсе организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека

«За лучшую инновационную разработку урока, внеклассного мероприятия или программы элективного  курса по истории Отечественной войны 1812 года» этого же республиканского конкурса награждены дипломами 2 учителя района. 

     В системе образования работают 354  педагогических работника, из них имеют звания:

     

      «Заслуженный учитель РФ» - 1

     «Заслуженный  работник народного образования» - _5___

     «Заслуженный работник физической культуры и спорта РА» – __4__

     «Почетный работник общего образования РФ» – __41__

     «Отличник народного просвещения» – __16_

       Высшую квалификационную категорию имеют 39 % педагогических работников, первую квалификационную категорию 32 %, вторую квалификационную категорию – 29 %.

     Средний возраст педагогических работников составляет – 46 лет, количество педагогов пенсионного возраста по-прежнему остается высоким и составляет 24 %, в то время как доля молодых специалистов в образовательных учреждениях составляет всего лишь 11 %.

     Общая численность директоров общеобразовательных учреждений составляет 17 человек,  все имеют высшее педагогическое образование. Высшую квалификационную категорию по должности «Руководитель» имеют 71 % от общей численности руководителей, 12 % имеют первую квалификационную категорию.

     Наблюдается положительная динамика численности педагогических работников, повышающих квалификацию: по сравнению с 2009 годом количество педагогов, прошедших курсовую подготовку в 2010 году увеличилось на 11%.

   В 2010 году   прошли аттестацию на I квалификационную категорию по должности "Учитель" 51 человек.

 

   

VI. МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

            Улучшение качества образования в районе осуществляется по средствам реализации муниципальных целевых программ, за счет субсидий республиканского и федерального бюджетов.

                             

Привлеченные средства муниципальных целевых программ:

 

*     Районная целевая программа «Одаренные дети» на 2009-2013 годы, утвержденная Постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «Теучежский  район» от 01.10.2009 года № 230

 

*     Районная целевая программа «Комплексная безопасность образовательных учреждений на 2009-2012 годы», утвержденная Постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «Теучежский  район» от 11.02.2009г. №168 -1640,0тыс.рублей;

 

*     Районная целевая программа «О присуждении  стипендии  администрации МО «Теучежский район» им.Ц.Теучежа на поддержку способной и талантливой молодежи»  утвержденная Постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «Теучежский  район» от 08.07.2010г. № 713 –

 

*     Районная целевая программа «Развитие образования» на 2007-2010 годы, утвержденная Постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «Теучежский  район» от 14.12.2006 года № 315 -2545,0 тыс.рублей;

 

*     Районная целевая программа «Развитие дошкольного образования  на 2007-2010 годы» на 2009-2013 годы, утвержденная Постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «Теучежский  район» от 14.12.2006 года № 316 – 710,0 тыс.рублей;

 

*     Районная целевая программа «Школьное питание» на 208-2010 годы,  утвержденная Постановлением  Совета народных депутатов муниципального образования «Теучежский  район» от 20.08.2008 года № 129 -  1481,5 тыс.рублей;

 

 В 2010 году разработана и принята долгосрочная муниципальная программа « Развитие образования в муниципальном образовании на 2011-2015 годы»

Данная программа ориентирована на решение следующих задач:

- снижение очерёдности в дошкольные образовательные учреждения муниципального образования «Теучежский район» за счет реконструкции части школ под группы дошкольного образования;

- обеспечение реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в муниципальном образовании Теучежский район»;

- стимулирование творческой активности  работников образования;

- содействие в укреплении  материально-технической базы образовательных учреждений. 

  

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

                                      Задачи системы образования на 2011 год

1. Повышение качества общего образования по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

- внедрение новых государственных стандартов;

- повышение результативности работы с одаренными детьми;

- проведение капитальных ремонтов образовательных учреждений, признанных аварийными;

- проведение капитальных ремонтов и оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным технологическим оборудованием;

- оснащение медицинских кабинетов медицинским оборудованием;

- сохранение и укрепление здоровья школьников;

- повышение безопасности образовательных учреждений;

- развитие открытости системы образования;

- Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, как обязательного атрибута современного урока и предмета особого внимания в оценке деятельности учителя.

 

2. Снижение очередности в дошкольные образовательные учреждения, через реконструкцию и капитальный ремонт зданий.

3. Обеспечение защиты прав детей

- принятие мер профилактического характера по предупреждению нарушений законодательства в области образования и воспитания;

- совершенствование работы служб сопровождения замещающих семей;

- защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, оказание помощи   детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

4. Повышение воспитательного потенциала

- развитие детских организаций и объединений;

- внедрение комплекса мер по предупреждению асоциальных явлений среди детей и подростков, профилактику экстремизма и национализма.

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz